17 октября в Тольятти на площади перед Дворцом культуры и техники ВАЗа собралось более 2000 человек, чтобы выразить протест против планов массовых сокращений. Многотысячным митингом рабочие доказали свою сплоченность и решимость бороться коллективно, а не каждый сам по себе, против сокращений, за свои трудовые права. Акция была организована свободным профсоюзом «Единство». Традиционный же профсоюз АСМ выступает против митинга, подписав соглашение с руководством АвтоВАЗа о сокращении 27 тыс. работников. Люди сильно беспокоятся о своей судьбе и о судьбе предприятия. Угроза увольнений будоражит коллектив, и мало кто верит в обещания правительства не допустить массовых сокращений. Вот они и собрались на митинг высказать свое возмущение и готовность бороться. Тем более что каждый день приходит новая информация. 16 октября в металлургическом цехе были вывешены списки на увольнение согласно приказу № 570 от 14 октября. Из 380 человек увольняют 120. Выступающих было около 15 человек — инженеры, работники конвейера, члены профсоюза «Единство». Все выступающие призывали к сплоченности и единству — только сам коллектив своей борьбой может спасти предприятие и остановить сокращения. Митинг готовился в напряженной атмосфере. По заводскому радио шли объявления с призывом не ходить на митинг. Людей запугивали. На 17 октября часть рабочих была вызвана на срочную работу по сборке «Калины» за двойную оплату. Около профкома с самого утра патрулировали оперативники. Организаторы митинга до последнего боялись превентивного задержания, но все обошлось. Митинг принял резолюцию. Из резолюции митинга: «В настоящее время Правительство РФ совместно с руководством и акционерами ОАО «АВТОВАЗ» принимает решения, затрагивающие интересы значительной части работников предприятия и жителей города Тольятти. Озвученные ранее руководством ОАО «АВТОВАЗ» цифры сокращений 27.000 человек, заранее согласованные профкомом АСМ, вице премьер правительства Игорь Шувалов назвал «враньем». Однако не успел уехать вице-премьер, другие чиновники правительства уже официально признают, что «целевая численность работников ОАО «АВТОВАЗ» – 55 тысяч человек. Тем временем, на заводе уже составляются списки на увольнение. Горький опыт учит нас, что доверять нужно не словам, а делам. Завод еле дышит под тяжестью непомерных долгов, набранных госкорпорацией Ростехнологии у банков. Владельцы завода довели его до фактического банкротства и теперь шантажируют правительство, требуя продолжать выделять им деньги из бюджета, пугая социальными последствиями массовых сокращений. Нас, жителей Тольятти и заводчан, пытаются представить иждивенцами и бракоделами, сидящими на шее у страны. Нам говорят: сидите тихо, не распугивайте инвесторов, за вас всё решат наверху. Мы категорически не согласны с этим. Оплата долгов Ростехнологий перед банками не означает гарантию будущего ОАО «АВТОВАЗ» и наших рабочих мест. Нет гарантий, что 70 миллиардов господдержки не растворятся, как и предыдущие 25, пока мы, работники ОАО «АВТОВАЗ» и жители Тольятти не имеем контроля над деятельностью руководства завода. От госпомощи Ростехнологиям выигрывают только Ростехнологии и банки кредиторы. АВТОВАЗ и Тольятти хотят назначить расплачиваться по этим долгам своими рабочими местами, снижением уровня жизни, своим будущим. Сегодня мы хотим заявить, что не собираемся терпеть развал нашего предприятия ради интересов корпораций и банков. Мы настаиваем на спасении АВТОВАЗа путем национализации и осуществления государством социально ответственной стратегии развития ОАО «АВТОВАЗ» и г. Тольятти, назначении ответственных и квалифицированных руководителей, способных эффективно управлять автомобильной компанией, при рабочем контроле со стороны работников предприятия. Мы настаиваем на участии в обсуждении и принятии решений касающихся будущего ОАО «АВТОВАЗ» и Тольятти, на рабочем контроле за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, требуем конкретных планов, цифр, обязательств обеспечения рабочих мест, хотим сами участвовать в своём будущем, а не выслушивать решения, принятые кем-то, без нашего ведома. Поэтому, мы обращаемся к руководству страны с резолюцией, и призываем отнестись к нашему мнению серьезно, и ответить по существу». 17 октября во многих городах прошли митинги и пикеты солидарности с рабочми АвтоВАЗа. В Москве сразу по окончании митинга рабочих АвтоВАЗа в Тольятти прошел митинг солидарности с требованиями автоВАЗовцев. Основную массу участников составили рабочие столичного автозавода ЗИЛ. Рабочие рассказывали о происходящем на ЗИЛе, о низких зарплатах, об угрозе массовых сокращений или выселений из общежитий. В Ленинграде ряд общественных организаций и свободный профсоюз МПРА Форд провел пикет у здания петербургского представительства госкорпорации «Ростехнологии». Около 50 человек с лозунгом «За кризис должны платить те, кто его создал» выразили возмущение экономией на зарплате рабочих, увольнениями, репрессиями против профсоюзных и рабочих активистов. В Нижнем Новгороде напротив торгового центра «Парк Авеню» прошел пикет солидарности с рабочими АвтоВАЗа, в котором приняли участие рабочие ГАЗа. На мероприятии говорилось о необходимости рабочим ГАЗа активнее бороться за свои права, в том числе создавать независимый профсоюз. В Ярославле у проходной Моторного завода прошел пикет солидарности с рабочими «АвтоВАЗа». В акции приняли участие активисты свободного профсоюза «Солидарность» (МПРА), профсоюза ярославской «Балтики». В Твери прошел пикет солидарности, в котором приняли участие рабочие трех Тверских предприятий. В Архангельске Революционный комсомол Архангельска вышел со своими товарищами на площадь Ленина поддержать требования борющихся рабочих АвтоВАЗа. Судя по резолюции митинга в г.Тольятти, рабочие еще верят, что власть откликнется на их требования. Рабочим нужно понять, что кроме них самих некому больше восстановить нормальную работу предприятия, особенно в сфере автопрома, доведенного капиталом до развала. Рабочим надо прекратить кормить себя несбыточными надеждами. Надо брать управление предприятием в свои руки. Заводы и фабрики – рабочим! Вся власть – рабочему классу! Григорий Павельев
|