Машиностроение Новосибирска на грани банкротства
Интервью председателя Областного совета профсоюзов машиностроителей, председателя профсоюза «Сиблитмаша» Коновалова Геннадия Леонтьевича. Интервью взял редактор газеты «За трудовые права!», юрист Сибирского регионального профцентра Денисюк А.В.
- Скажите, какая сегодня ситуация сложилась в машиностроительной отрасли Новосибирска в связи с кризисом?
- Ситуация складывается очень драматическая. Предприятия машиностроения переходят на сокращенную рабочую неделю. «Сиблитмаш» с марта перешел на 4-дневку, заказов нет. Нависает угроза дальнейшего сокращения рабочей недели, вплоть до остановки производства. Так, Новосибирский инструментальный завод неделю работает, две – стоит. Металлургический завод имени Кузьмина так и не восстановил работу.
- Неужели идут массовые сокращения и закрытия предприятий? Когда смотришь сводки официальной статистики, то этого не наблюдаешь.
- Да потому что сокращать уже некуда. Предприятия и так разрушены с начала 90-х годов. Предприятия занимаются выживанием. Так, «Сиблитмаш» профилируется на производстве машин и оборудования для литейной отрасли, Завод имени Ефремова – уникальных станков и прессов и т.д., но производят они сегодня что попало, лишь бы выжить. Все предприятия перешли на «оптимальный» уровень, когда уже меньше производить нельзя, а дальнейшие сокращения персонала, прежде всего квалифицированного, приведет к окончательному развалу предприятия. Поэтому и нет массовых сокращений.
- В условиях сокращения персонала какие меры предпринимают профсоюзы для защиты прав наемных работников? Какие сегодня наиболее эффективны методы борьбы наемных работников?
- .Мы уже не раз говорили, что сегодня нужно принимать экстренные меры по спасению машиностроительной отрасли. Это можно решить только на государственном уровне. Однако, обращение к президенту и правительству, к сожалению, не дают результатов, не принимаются никаких мер. Мы, профсоюз «Сиблитмаша», требуем национализации крупной промышленности и банков.
- Почему трудовые коллективы молчат и сами не принимаю никаких шагов по спасению предприятия и отрасли в целом? Действия рабочих Херсонского машиностроительного завода (Украина) – это разве не пример для нас, как надо действовать? А то всё ограничивается проведением митингов, как это было в Кировском районе 4 апреля.
- Можно, конечно, осуществить революционный переход власти в руки рабочего класса, но надо поэтапно действовать. Да, пример херсонских рабочих – хороший пример, но сегодня наши рабочие не готовы к таким действиям, среди них сильная апатия и иждивенчество. Приняли резолюцию на митинге, но мы даже не отслеживаем ее выполнение. Если бы мы отслеживали ее выполнение и постоянно информировали трудовые коллективы, то, может быть, рабочие и Красный проспект перекрыли бы.
- Ваш профсоюз входит в Федерацию профсоюзов Новосибирской области. Это шмаковские профсоюзы. Не кажется ли Вам, что шмаковские профсоюзы и сдерживают возмущение рабочих? Сегодня, на мой взгляд, нужно делать ставку на альтернативные и классовые профсоюза.
- С альтернативными профсоюзами мы, профсоюз «Сиблитмаша», тесно взаимодействует, например с Сибирским региональным профцентром (СРП), входим совместно с СРП в состав Комитета Солидарных Действий г.Новосибирска. Я не в дружных отношениях с руководством ФНПР. Но мы не собираемся выходит из федерации, а будем влиять на политику ФНПР снизу. Так, нами создан Координационный совет профсоюзных организаций Кировского района, где объединились именно низовые профорганизации. Альтернативные профсоюзы делают ставку на лидера, который организует трудовой коллектив на борьбу. На мой же взгляд, инициатива в борьбе должна исходить от трудового коллектива.
От редакции газеты "Серп и Молот".
В России действуют, как правило, либо шмаковские профсоюзы (ФНПР), либо так называемые альтернативные, независимые профсоюзы. Классовых профсоюзов в Россси очень мало. На предприятиях необходимо создавать классовые профсоюзы, если есть возможность. Также надо тесно взаимодействовать и с альтернативными, независимыми профсоюзами, которые хотя и заражены антисоветской идеологией, но сегодня они, особенно низовые профорганизации, смело и по-боевому отстаивают права наемных работников, охотно идут на взаимодействие с левыми организациями. Также надо взаимодействовать и со шмаковскими профсоюзами, но только с теми низовыми профячейками, которые не подгибаются под администрацией предприятия, при этом разъясняя рабочим соглашательскую, предательскую роль профсоюзных верхов. В большинстве случаем лучше на предприятии создавать еще один, в противовес шмаковскому, профсоюз, либо на базе альтернативных профсоюзов, либо создавать классовый профсоюз.